
Межрегиональный круглый стол, посвященный профилактике проявлений экстремизма и идеологии терроризма в образовательной среде медицинских вузов научно-образовательного кластера «Сибирский», состоялся в Алтайском государственном медицинском университете. Тему, актуальность которой возрастает вместе со все более уверенным и масштабным поворотом вузов Сибири в сторону стран Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, приехали обсудить проректор по воспитательной и социальной работе НГМУ К.А. Бакулин, начальник управления по воспитательной работе и молодежной политике Красноярского ГМУ К.В. Мазурова, помощник проректора в сфере безопасности Сибирского ГМУ С.В. Поломарчук, помощник ректора по социальной и воспитательной работе КемГМУ А.И. Солобуев. В качестве экспертов выступили секретарь комиссии Алтайского края по противодействию экстремизму М.М. Градусова, руководство и сотрудники управления внеучебной, воспитательной и социальной работы Алтайского ГМУ.
Алтайский медуниверситет во второй раз принимает своих коллег в качестве головного вуза кластера по воспитательной работе. В вузе, где сегодня обучается около 700 иностранцев из ближнего и дальнего зарубежья (это почти 18% обучающихся), есть что показать, в том числе и в сфере создания межнациональной образовательной и внеучебной среды. За последний учебный год здесь накоплен уникальный опыт создания билингвального обучения и адаптации иностранных граждан, который становится чрезвычайно востребован сибирскими медвузами, ставящими задачу наращивания приема иностранцев.
Участники круглого стола побывали в Музее истории АГМУ и медицины Алтая, Симуляционном центре вуза, общежитиях и в новом корпусе факультета иностранных студентов. Особый интерес гостей вызвал факультет иностранных студентов, который во многом является первооткрывателем в сфере билингвального обучения и адаптации иностранных студентов среди медвузов Сибири.
Ректор АГМУ И.П. Салдан, открывая круглый стол, подчеркнул:
«Экспорт знаний сегодня – это почетно, престижно и позволяет развиваться вузам и стране в целом. Алтайский медуниверситет сделал значительный шаг, приняв впервые около 200 студентов из дальнего зарубежья, в вузе начался активный взаимообмен между российскими и иностранными студентами на уровне языка и культуры. Мы стараемся, чтобы между ними не было обособленности, потому что профессия врача – это профессия без границ и лишенная национальностей».
Начальник управления внеучебной, воспитательной и социальной работы АГМУ В.Ю. Николаев представил весь широкий спектр внеучебных мероприятий вуза и систему воспитательной работы. Чем больше у студентов возможностей для личностной реализации и активнее вовлечение в профессию и внеучебную жизнь, тем меньше шансов для проявления межнациональной розни и интереса к различным запрещенным организациям и движениям, уверен он.
Секретарь комиссии Алтайского края по противодействию экстремизму М.М. Градусова подчеркнула, что общими в профилактике экстремизма и терроризма являются культурологический и превентивный подходы. И если культурологический подход – наиболее распространенный во всех вузах – находит проявление в различных мероприятиях, то упреждающей правовой информации о последствиях противозаконных действий, деятельности различных запрещенных организаций обучающиеся получают недостаточно.
Палитру форм и методов воспитательной работы в вузе для профилактики экстремизма дополнили представители вузов кластера «Сибирский», которые поделились собственным опытом. Так, в НГМУ, где иностранные граждане составляют 10% от всего состава обучающихся, ставку делают на институт студенческого землячества и движение студентов-тьютеров.
Красноярский ГМУ в работе с иностранными гражданами тесно сотрудничает с РУДН, организуя студенческий обмен между вузами. В КрасГМУ, где большинство обучающихся иностранцев из бывших восточных стран СНГ, придерживаются принципа, что обучение в светском вузе предполагает следование светским правилам.
О перспективах увеличения количества иностранных студентов в СибГМУ и задачах, связанных с этим, рассказал помощник проректора в сфере безопасности Сибирского ГМУ С.В. Поломарчук. Ценным опытом организации кибер-дружин для мониторинга социальных сетей поделился помощник ректора по социальной и воспитательной работе Кемеровского ГМУ А.И. Солобуев.
Резонанс получили такие предложения как кибер-дружины, студенческое наставничество, социологическая аналитика, встречи с национальными диаспорами, на которые приглашаются не только студенты, но и родители.
Итогом круглого стола стало принятие резолюции, в которой была отмечена необходимость ежегодного проведения подобных встреч на базе одного из вузов кластера. Кроме того, фестивали национальных культур в вузах было решено включить в программу мероприятий и сделать их открытыми для студентов вузов кластера «Сибирский».
Участники мероприятия также согласились, что опыт взаимодействия с иностранными обучающимися в АГМУ достоин, чтобы быть растиражированным для всех вузов научно-образовательного кластера как вариант программного управления.